Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Правильное развитие самооценки у ребенка позволяет ему адекватно воспринимать себя и свои качества, достоинства и недостатки. Гармоничное развитие самооценки у детей позволит им удачно адаптироваться в обществе, а также благополучно социализироваться.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ САМООЦЕНКА?
Самооценка складывается из оценок родителей и других значимых взрослых. Сам ребенок изначально не имеет представления о себе. Те оценки, которые ребенок слышит от родителей, в будущем превращаются в его собственные оценки. В большинстве своем детская самооценка формируется под воздействием следующих факторов:
- воздействие родителей;
- воспитание;
- детский сад, школа, ВУЗ;
- общество, социум;
- особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
- уровень притязаний ребенка;
- информационные технологии.
На детей в равной степени отрицательно влияет как отсутствие критики, так и чрезмерная строгость. В первом случае ребенок вырастает с нездорово завышенной самооценкой, а во втором — с заниженной. В обоих вариантах не развивается умение анализировать, проводить оценку и осуществлять контроль своего поведения и деятельности. Адекватная самооценка формируется при отсутствии негативизма в восприятии личности ребенка.
ВИДЫ САМООЦЕНОК И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ
Заниженная самооценка у ребенка:
- нежелание участвовать в играх, избегание общения со сверстниками;
- неуверенность в себе, своих силах («У меня не получится», «Я проиграю»);
- повышенная тревожность, обидчивость и ранимость.
Завышенная самооценка у ребенка:
- ребенок уверен в себе и собственной правоте;
- стремится управлять другими;
- часто произносит: «я самый сильный/умный/лучший»;
- проявляет агрессию по отношению к детям, которые тоже стремятся быть лидерами;
- не умеет слушать.
Адекватная самооценка у ребенка:
- ребенок умеет слушать и прислушивается;
- знает свои сильные и слабые стороны;
- верит в свои силы;
- активный и общительный;
- умеет давать и принимать помощь;
- умеет принимать решения;
- умеет признавать ошибки и настроен их исправлять.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У РЕБЕНКА?
- Создайте благоприятную атмосферу в семье. Объединяйтесь, когда необходимо справиться с какими-то трудностями, всё делайте совместно. Радуйтесь тому, что у детей появляются личные убеждения и взгляды, ничего страшного, если они отличаются от ваших, главное, чтобы они были осмысленными. На детей оказывают большее влияние наши действия, чем наши слова и советы, поэтому создавайте положительный личный пример. Кроме всего, любовь между родителями и детьми ведет к формированию доброжелательного климата в семье.
- Адекватно относитесь к успехам и неудачам. Детей нужно хвалить не только за успехи, но и за приложенные усилия. Даже если у ребенка что-то вышло не так, похвалите его за то, что он очень старался и заверьте, что в следующий раз у него всё обязательно удастся.
- Позволяйте сравнение ребенка только с самим собой. («Ты был таким вежливым»). Ругайте за конкретные проступки, а не в целом. Избегайте оскорблений и не вешайте негативных ярлыков («ты неуклюжий», «ты ужасен»).
- Поощряйте самостоятельность. Если ребенок случайно разлил воду – не торопитесь протирать лужу, подскажите ему, где взять салфетки или тряпку. Школьник принес домой сложное домашнее задание – спросите о том, как, по его мнению, его нужно выполнить. Чтобы дети научились сами принимать решения и делать выводы, задавайте им наводящие вопросы, а не давайте готовые решения.
- Безусловное принятие. Любите своего ребенка просто за то, что он есть, а не за то, что он красивый, умный, одаренный. Принимайте ребенка как отдельную личность с присущими только ей качествами, уважайте слабые и сильные ее стороны.
- Ставьте перед ребенком посильные ему задачи. Пусть ребенок поможет вам убраться в квартире, он получит удовлетворение от выполненной работы и справедливую похвалу. Это необходимо, чтобы он ощутил себя умелым и нужным.
- Выражайте благодарность и гордость. «Спасибо, за то, что ты сегодня помог мне с уборкой». «Я очень горжусь тобой, ты очень достойно повел себя в этой ситуации».
Автор: Алена Дячук, социальный педагог.