Компьютерная зависимость вошла в реестр психических заболеваний около четырех лет назад. По степени сложности она конкурирует с алкогольной зависимостью и коварство ее в том, что большинство людей о ней толком мало что знает. Например: вы сможете определить, есть ли у вас компьютерная зависимость?
Но сначала анекдот, иллюстрирующий ситуацию.
— Когда ваша семья собирается вместе?
— Когда роутер выключился, у всех пропал вай-фай, и все из своих углов вышли.
Зависимость – это когда ты делаешь действия, про которые ты понимаешь, что они не полезны. Но не можешь устоять.
Ты понимаешь, что если посидишь перед экраном еще часок, то не выспишься и будешь плохо себя чувствовать завтра, что глаза будут болеть, но сделать ничего с собой не можешь. Зависимости – уникальное явление, и у всех они разные.
Существует два полюса. Один полюс — это человек, который имеет сознательную простроенную выверенную стратегию абсолютной независимости. Конечно, он как-то использует Интернет и компьютер, но он от них никак не зависит. Нужно – включил, не нужно – забыл о них, ушел «в оффлайн».
Второй полюс – это человек, который утратил все «живые» социальные активности, он живет не в реальности, а в виртуальности. Это грань уже с заболеванием, хотя сам человек так не считает, говоря: «Зависимости у меня нет. Когда захочу, я сразу все могу выключить».
Это слова зависимого человека. Любая зависимость говорит человеку: «Меня у тебя нет». Как алкоголик говорит: «Если я захочу, я брошу. Я и пью мало».
Я знаю людей и очень зависимых, и абсолютно не зависимых. Но в основном люди находятся где-то между этими полюсами.
Я предлагаю простую практику: попробуйте сутки, если позволит ваша работа, провести без интернета, по договоренности с вашими близкими. Не в качестве борьбы, а в качестве эксперимента. Вы сразу поймете, насколько сильно эта привычка есть в вашей жизни.
Почему виртуальный мир затягивает
Причин очень много. Сложности в «реале», когда хочется «забыться», перестать думать о насущных делах; более интересная жизнь в сети, отличная от серого пейзажа за окном. А еще в виртуальном мире можно выстроить другой круг общения, куда более интересный. Если он вообще в реальной жизни есть. Ведь жизнь в больших городах стала очень изолированной. Степень изолированности возросла за последние пятнадцать лет, а за последние шестьдесят лет, когда был двор, где все общались, она возросла на много порядков. И надо понимать, что перекочевка общения в Интернет – это ответ на изолированность больших городов.
Бывает, что люди прячутся в соцсети. В квартире физически мало места, и возможность уйти в экран – это как зайти в свою комнату и закрыть дверь. Уединиться, наконец.
Что касается детей, их привлекают экраны по двум причинам. Маленьким это кажется интересным, потому что они видят, как их родители «не выныривая» сидят в Интернете. Тем, что старше, невозможно запретить Интернет и гаджеты, потому что это уже невозможно – мир изменился и стал другим, он сам отчасти стал виртуальным.
Можно ли просто запретить?
Интернет, компьютеры, гаджеты — это та реальность, которая вряд ли поменяется в противоположную сторону. Это тот мир, в котором детям нужно взрослеть.
Очень долго многие семьи пытались детей защищать, игнорировать эту среду, делать вид, что ее нет или что это не так важно. Но это оказалось невозможно.
Оно есть в телефоне, а десять лет назад не было. Оно очень быстро грузится. Гораздо больше появляется разных возможностей в самой интернет-среде. И со структурой образования происходят видимые изменения: появляются электронные дневники и курсы, а учителя сами говорят: «вы посмотрите в интернете».
Это то, с чем и им и нам придется жить. Для этого хорошо бы выработать стратегию родительского поведения с тем чтобы, с одной стороны, подготовить ребенка к агрессивной информационной среде, а, с другой стороны, запретами не перегородить связь детско-родительскую.
Ведь подросток, например, попадая в социальные сети, начинает смотреть не то, что интересно ему, а исходя из интересов собственной референтной группы, исходя из интересов тех, с кем он общается.
Поэтому сказать: «Перестань. Не ходи туда, не смотри, не регистрируйся», — можно, но, скорее всего это не получится, потому что для ребенка очень важно быть в своей референтной группе и общаться со сверстниками, не будучи белой вороной.
Да и вы, наверное, вряд ли хотите, чтобы он стал белой вороной либо заходил в Интернет втайне от вас, не так ли? Что же делать?
Покажите пример детям, что компьютер — не развлечение
Мы транслируем наш образ жизни детям. Они копируют нас, и если мы весь день «сидим в гаджетах», они уверены, что им надо делать то же самое.
Дети часто не понимают, что мы делаем в компьютере, подозревая, что мы получаем от этого занятия удовольствие: играем, развлекаемся. Попробуйте в нейтральное время объяснить ребенку, что именно люди делают, когда у них включен экран, и что порой это не их выбор. Что это может быть работа или другие важные дела.
Это работает с детьми до 6 лет, но что делать с теми, кто старше?
Выстраиваем стратегию взаимоотношений с виртуальным миром
Послание номер один к детям: компьютер и Интернет — это вещи, вызывающие зависимость. Так же, как мы объясняем про горячую или острую пищу, про то, что если не освоишь тормоз на велосипеде — не сможешь остановиться, когда захочешь, — т.е. имей в виду, что тебе будет сложно.
Такой подход кажется самым разумным, потому что мир уже так устроен: школьные задания связаны с Интернетом; одноклассники сидят в социальных сетях; вай-фай доступен начиная от метро и кончая парками, и даже в школе часто имеется вай-фай.
Доступный вай-фай – это то, что уже почти есть, и оно обязательно будет. Ребенок с постоянным выходом в интернет – это то, что очень-очень близко. И здесь может сработать простая аналогия.
Наверняка вы научили детей, что не все продукты полезны. Возможно, какие-то «вредности» они иногда себе покупают, тайно или явно, но, покупая, они понимают, что это неполезная еда. И если в этом случае, с вредными продуктами, получилось детей научить, убедить, то, применяя определенное количество слов и определенный набор понятий, связанных с Интернетом, можно добиться того же.
Нужно очень четко, опираясь на возраст ребенка, на его особенности, на то, что ему интересно в Интернете, описать все возможности и опасности.
Обычно бывает так: ребенок понимает, что шоколадка вкусная, но он не понимает, сколько там химических добавок, т.е. он понимает плюсы, но он не видит потенциального вреда. То же самое с доступным Интернет-пространством: ребенок понимает, что там куча всего интересного, но вреда и опасности не видит. Наша задача – рассказать ему об этом на его языке. Он должен понимать характер опасности.
Запуская ребенка в любое пространство, не только в Интернет, отправляя за покупками первый раз, отправляя на автобусе первый раз, давая в руки выжигательный аппарат, — мы сопровождаем это действие объяснением, даем какую-то информацию.
Например, надо объяснить ребенку, что под видом не взрослых людей регистрируются люди взрослые, которые преследуют свои нехорошие цели. И это только одна из потенциальных опасностей.
Альтернатива
Если понаблюдать за человечеством, то можно заметить: всегда наступает точка, миновав которую что-то вредное или опасное перестает быть модным и происходит «отрезвление», выздоровление. Что-то такое намечается и сейчас.
Старшая дочь рассказала, что теперь существует такое негласное правило на вечеринках: все, кто приходят, складывают свои телефоны и гаджеты горкой на столике, чтобы это не мешало общению. Молодежная субкультура вырабатывает свои формы ответа на слишком большую доступность интернета; они к этому каким-то образом пришли.
Как родители, мы тоже можем многое. Не будем останавливаться на личном примере – это и так понятно. Поговорим о другом – о том, чем заменить своим детям виртуальный мир. Подумайте, общение в вашей семье – интересно? Чем вы все займетесь, если выключите гаджеты?
Если семья умеет жить без Интернета, и всем нормально: никто друг на друга не бросается, все знают, чем себя занять, никто не скучает, значит, в вашей семье все в порядке.
А еще очень важно оценить интенсивность впечатлений у ваших детей. Чем они занимаются, есть ли у них интересы, хобби, совместные дела с другими членами семьи? Если есть «недогруз» впечатлений, то они будут черпать то, чего не хватает, в экранах.
Осмысленность — это ключ
Решая вопрос, подпускать ли ребенка к компьютеру, или разрешая ему регистрацию в социальной сети, или давая ему смотреть фильмы по Интернету, надо ответить на вопросы: что он делает, когда он это делает, что это для него за действие, какой в нем смысл.
Что получает ребенок от экрана, какие эмоции? Может быть, ему это важно, чтобы не чувствовать себя изгоем? Его друзья и одноклассники наверняка обмениваются роликами, либо смотрят и обсуждают мультфильмы или сериалы, которые только-только вышли.
И ребенок может оказаться аутсайдером – телефона нет, сериал не смотрел, «Вконтакте» не пускают… Иногда родителю полезно окунуться в мир ребенка — посмотреть вместе с ним серию, обсудить персонажей, быть в курсе событий.
Здорово, если есть ограничение количества экранов. Или можно завести правило: на два часа выключать вай-фай, чтобы было время семейного общения. Или выключать его после определенного часа.
Напоследок хочется высказать еще одну важную мысль. Очень часто мы хотим от детей того, чего сами не можем, хотим от них образа жизни, который сами не ведем. Это чаще всего обречено на провал. Попробуем начать с себя?
Автор: Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 11 детей.
*-Реклама
Легко советовать, а если папа страдает компьютерной зависимостью?