Есть фразы, которые могут травмировать малыша, а если эти слова сказаны родителями, то они могут серьезно повлиять на самооценку ребенка или даже на его жизненный путь. Обратите внимание на выражения, которые вы говорите, проанализируйте свою речь — возможно, есть слова, наносящие вред вашему малышу.
- Сравнение
Нередко родители приводят в пример своему ребенку кого-то более внимательного, опрятного и воспитанного. Но нужно помнить, что все дети разные, с разными способностями и возможностями. Кроха сможет развить свои таланты, только когда будет уверен, что мама и папа его любят и добрым и злым, и улыбчивым и плачущим, и отличником и троечником.
Сравнение ребенка допустимо только с ним самим – его успехами, улучшениями, достижениями.
Не с чем сравнить? Тогда лучше промолчать!
- Идеализация
Родителям стоит быть аккуратными, произнося похвальные слова в адрес ребенка. Потому что это может привести к другой крайности – к завышенной самооценке.
Хвалить детей необходимо в соответствии с половой принадлежностью. Мальчиков хвалим за хорошие поступки. Девочек – без повода, просто так, для повышения уверенности в себе.
Похвала должна быть адресована ребенку наедине. В семье, где есть еще дети, это поможет снизить процент ревности и соперничества между детьми.
- Негативные прогнозы
Сюда можно отнести следующие фразы «Не балуйся за столом – подавишься», «Не прыгай, а то упадешь», «Не лезь – разобьешься».
Как их воспринимает ребенок? Без «не»: «Балуйся за столом – подавишься», «Прыгай – упадешь», «Лезь – разобьешься». И выполняет то, что ему говорит взрослый.
Кроме этого, из-за постоянных негативных прогнозов ребенок может стать запуганным и нервным.
Эти фразы можно заменить на более позитивные: «Не торопись, кушай спокойно», «Там опасно прыгать, но если ты очень хочешь, то можно это сделать здесь», «Пойдем с тобой посмотрим, почему сюда лучше не стоит залезать».
- Манипуляции
Примеры фраз: «Ты меня в гроб загонишь», «Помолчи, у меня от твоей болтовни голова болит».
Стоил ли говорить о самопрограммировании, о фразах-«убийцах»? Желаете прийти к озвученному эффекту? Продолжайте!
Такие манипуляции – это игра на страхе ребенка потерять маму. Это опасно для эмоционального состояния крохи, т.к. мама сама складывает на него ответственность за свою жизнь и здоровье. В данном случае, если с мамой и правда что-то произойдет, ребенок будет всю жизнь в этом винить себя.
Уделите время и лучше спокойно объясните, почему сейчас нужно говорить тихо, нельзя прыгать, играть в мяч и т.д.
- Обесценивание
«У тебя руки растут не с того места», «Сейчас мне нужно за тобой переделывать», «У тебя ничего не получается», «Отойди, я сама сделаю».
Это приведет к отказу ребенка от творчества, нежеланию учиться и чем-то заниматься. А для чего? Ведь у него «руки растут не с того места» и все равно «ничего не получится»!
Постепенно расширяйте возможности для самостоятельности малыша. Если вдруг у него что-то не получается, то можно же попробовать снова или мама может тактично помочь.
- Ультиматумы
«Уберешься в комнате – получишь конфеты!».
Попытка «сторговаться» с ребенком несет выгоду родителям, но не надолго. Дети наблюдают и учатся, позже уже они так же будут «торговаться» с вами: «Выучу стихотворение за шоколадку» или «Купите телефон, тогда погуляю с собакой», и т.п.
Подобное «торговое поведение» не имеет места в детско-родительских отношениях. Задача родителей — объяснить, для чего нужно что-то сделать, а не предлагать «услугу за услугу».
- Отказ от ребенка
Вот характерные и часто встречающиеся фразы отказа от ребенка: «Да зачем ты только родился», «Отдам тебя в детдом — наверное, там будет лучше», «Это мой дом и мои правила», «Я не люблю тебя», «Выкину тебя на помойку».
Ни в коем случае подобное нельзя произносить. Т.к. собственная мама, таким образом, задает программу ребенку на восприятие себя никчемным, ненужным. И прививает кучу комплексов.
- Приказы
«Уберись», «Оденься», «Я лучше знаю, что лучше», «Это не обсуждается».
Реакция ребенка на подобные фразы – отсутствие желания что-либо делать, негатив, хамство.
Без сомнений, ребенок должен выполнять некоторые дела по дому, но говорить ему об этом нужно нормально. Когда настаиваете на чем-то, старайтесь рассказывать малышу, почему должно быть именно так, сочувствуйте крохе, если у него нет желания это делать («Я понимаю, тебе не хочется сейчас идти и мыть руки, но это необходимо сделать, потому что…»).
- Любовь с условиями
«Я с такой грязной девочкой никуда не пойду», «Я тебя такого капризного не буду любить».
Каждый ребенок должен быть уверен в безусловной родительской любви. А эти фразы кричат о противоположном: кроху любят только, если он послушен, спокоен, внимателен, аккуратен и т.д.
Получается, чтобы малыша любили, он не должен быть самим собой, тормозить свои внутренние проявления (недовольство, капризы, слезы). В этом случае есть риск появления неуверенности в себе, страхов и обид, с которыми малышу жить всю жизнь.
- Навешивание ярлыков
«Горе моё луковое», «Грязнуля», «Лентяй».
Повторяя это раз за разом, родители устанавливают программу, которая определяет поведение ребенка в настоящем и будущем. Ребенок как бы подтверждает слова родителей, и ели он всегда «грязнуля», то ему не нужно быть лучше.
Избегайте негативной категоричности.
Осуждать можно только поступок, сделанный ребенком, но не саму личность. Четко выражайте свои мысли при общении с ребенком. Фразу «Какой ты у меня непослушный» можно заменить на «Сейчас мне не нравится твое поведение».
Многие из этих фраз. устоявшиеся в некоторых семьях, хотя и кажутся на первый взгляд безвредными, на самом деле опасны для детской психики. Взрослым бывает трудно отказаться от привычки произносить эти выражения, но если увидеть их вред и хорошо постараться, можно убрать подобные фразы из своей речи и не травмировать ребенка.
Автор: Алена Дячук, социальный педагог.
Очень, очень нужные и полезные советы даёте!!! Спасибо Вам! Отправлю своим знакомым и родным, у них подрастающие дети…
Жалко, что раньше об этом не задумывались!
Да, чтоб научить ребенка математике нужно учиться пять лет, а вот воспитывать и ломать ребенку психику можно и без образования.