Ваш малыш достиг волшебного возраста — один год, и его уже нельзя назвать грудным ребенком. Наверное, он уже может самостоятельно стоять или даже ходить; не переживайте, если этого еще не произошло, потому что у многих детей такое бывает позже. Если у него есть возможность, он может путешествовать вверх и вниз по лестницам.
Малыш может держать что-нибудь в одной руке и одновременно делать что-то другой — прекрасный пример действия в сложном режиме, он также может держать два предмета в одной руке. Ему нравится стучать двумя ложками и играть в куличики в песке. Ему доставляют удовольствие игрушки в ванне, но не меньше веселья получает он и от игры с мыльной пеной. Он лучше и лучше все понимает; он может знать, как называются отдельные части тела, и показывать на них, если спросить, где они находятся. Ваш годовалый малыш наверняка уже знает некоторых животных и звуки, которые они издают, и легко может повторять их; он также знает имена хорошо знакомых ему людей. Малыш может выговаривать некоторые слова, а также выдумывать собственные, но еще часто их путает, например, называет кошку собакой. Но даже без слов он может ясно показать, чего он хочет, направляя на нужный предмет указательный пальчик. У него улучшается память; он уже выбирает для себя любимые книжки, к которым может возвращаться снова и снова, особенно его привлекают книжки с забавными действиями или голосами животных; если ему называть предметы, он может показывать на них.
Возможно, ваш ребенок уже демонстрирует понимание причинно-следственных связей. Например, если его игрушка лежит вне пределов досягаемости на полотенце, он может потянуть полотенце на себя, чтобы достать игрушку.
Ему нравится обниматься и целоваться — это никогда ему не надоедает. Он также начинает понимать юмор. Это подходящий период для того, чтобы объяснить малышу определенные правила, например, о том, что нельзя кусаться, тянуть людей за волосы, бросать еду на пол, — потому что он уже способен усвоить эти правила; не жалейте своего одобрения, когда он делает что-то правильно.
Малыша привлекает телевизор, компьютер, мобильный телефон, и он быстро учится разбираться в кнопках и их назначении, а если дать ему клавиатуру от компьютера, то он с удовольствием стучит по клавишам. Ему особенно нравятся игрушки, которые позволяют копировать ваши действия — например, игрушечный телефон. Но старайтесь ограничивать игры вашего малыша с техническими средствами. Разговаривать с малышом и читать книжки гораздо полезнее для его речевого и интеллектуального развития.
Не ограничивайте развитие и радость ребенка, предлагая ему только связанные с его полом игрушки. Мальчику может нравиться играть в куклы, а девочке — стучать молотком, и уж конечно, все детки любят рисовать.
Фрагмент из книги «Настольная книга по уходу за ребенком от рождения до трех лет», под редакцией доктора Э. Дж. Р. Уотерстона