Во взрослых взаимоотношениях мы часто стараемся учитывать характер человека, так же и в процессе воспитания детей необходимо не забывать об особенностях личности ребенка.
Каждый человек, и ребенок в том числе, относится к одному из четырех типов темперамента — холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник. Чтобы определить тип темперамента вашего ребенка, понаблюдйте за ним некоторое время, отмечая основные особенности его поведения.
Дети-холерики
Детям-холерикам свойственна высокая активность и подвижность, они часто доставляют взрослым много хлопот. Они довольно дружелюбны, коммуникабельны, целеустремленны. Минусы в поведении – импульсивность, конфликтность, эмоциональность, агрессивность. Дети с таким типом нервной системы непоседливы, шаловливы, непослушны, крикливы, часто закатывают истерики и ссоры.
Как воспитывать холерика:
- Ребенка-холерика необходимо учить обдумывать свои решения, оценивать возможности. Воспитывайте в нем настойчивость и сдержанность, учите его владеть собой, гасить в зачатке агрессию.
- Направляйте энергию ребенка в активные игры, спорт.
- Возбудимому малышу пойдут на пользу занятия, которые помогают развивать усидчивость: настольные игры (без соревнования), конструкторы, выжигание, рисование, вышивание, бисероплетение, лепка, т.е. всё то, что требует концентрации внимания.
- Дайте крохе трудовые обязанности, соответствующие возрасту, но необходимо контролировать, чтобы их выполнение было постоянным, а не от случая к случаю.
- Приучайте малыша к правилам общения: не повышать голос во время разговора, говорить по очереди, не перебивать, считаться с чужими желаниями, спокойно высказывать свои посьбы, контролировать себя.
- Соблюдайте режим дня.
Дети-сангвиники
Дети-сангвиники характеризуются дружелюбием и оптимистичностью, спокойствием и рассудительностью, открытостью для новых знакомств. Для них характерна богатая мимика, авторитетность и стремление к лидерству. Наряду с этим дети-сенгвиники несобранные, часто бывают мнительны, имеют низкий уровень настойчивости и старательности. Ребенок-сангвиник не боится трудностей, легко идет на компромисс, хорошо приспосабливается в новом коллективе, стремится к новым знаниям.
Как воспитывать сангвиника:
- Помогите крохе сформировать стойкие интересы.
- Учите его упорству, терпению, умению доводить начатое дело до конца.
- Искореняйте небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
- Помните, что хвалить ребенка нужно заслуженно.
- Учите ребенка внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения, чтобы новые знакомства не вытесняли старых привязанностей.
- Приучайте его доводить до конца начатое дело, обращать особое внимание на качество деятельности.
Дети-флегматики
Для детей-флегматиков характерна стойкость и упертость, медлительность. Положительные качества: терпеливость, стойкость, обязательность, работоспособность и внимательность. Отрицательные: пассивность, малоподвижность, безынициативность.
Как воспитывать флегматика:
- Учите правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
- Не торопите малыша-флегматика.
- Научите его рационально распределять свое время.
- Занимайтесь с ребенком подвижными играми.
- Позвольте крохе самому себя обслуживать, пусть медленно, пусть нерасторопно, зато самостоятельно.
- Хвалите даже за самые малые проявления быстроты, подвижности, расторопности.
Дети-меланхолики
Детям-меланхоликам свойственна мягкость, послушность, нерешительность, стеснительность. Позитивные качества: доброта, отзывчивость, старательность. Негативные: замкнутость, неуверенность в себе, низкая активность.
Как воспитывать меланхолика:
- Помогайте ребенку и учите его избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивайте специально.
- Очень важно спокойствие голоса, нельзя кричать.
- Воспитывайте в ребенке-меланхолике уверенность, хвалите его при каждой удаче для того, чтоб поднять самооценку.
- Поощряйте инициативу, дружелюбие, общительность.
- Привлекайте ребенка к совместной деятельности со взрослыми.
- Поддерживайте положительные эмоции, проявляйте по отношению к ребенку доброжелательность, чуткость, нежность.
Автор: Алена Дячук, социальный педагог.