как правильно хвалить ребенка

Как правильно хвалить ребенка?

Одна из важнейших частей воспитания – это похвала. Из положительных и отрицательных оценок каждый человек делает выводы о том, что хорошо, а что плохо. Кроме этого, формируется представление о собственном «Я» и об окружающем мире. Малышу важно понимать, за что он получит одобрение, а какие поступки и действия могут вызывать противоположную реакцию.

ЧТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОХВАЛЕ

1. Хвалить малыша нужно за действия. Например, если хвалите за то, что он построил башню из кубиков, отметьте детали: «Такая высокая башня у тебя получилась! А какая она ровная, удивительно». Старайтесь не употреблять фразы: «Ты умничка! Ты настоящий строитель!». Хвалите действие, а не личность. Так же можно обратить внимание на то, какую сложную задачу выполнил кроха, например: «Конечно, это непросто – построить такую башню».

2. Сопровождайте похвалу улыбками, поглаживаниями, поцелуями.

3. Полностью откажитесь от сравнивания ребенка с другими детьми. Во время похвалы не надо указывать, что он выполнил что-то лучше Вани, Саши, Коли.

4. Хвалите за настойчивость в достижении цели, за то, где он применил немалые усилия.

5. Не нужно хвалить кроху слишком часто. Этим вы обесцениваете весь смысл похвалы.

6. Во время похвалы придерживайтесь принципа «от себя». Например, не «Ты молодец», а – «Меня восхищает, как ты…».

ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ ПОХВАЛИТЬ РЕБЕНКА

Неправильно Правильно Как это слышит ребенок?
Ты такой молодец, что убрал игрушки Как аккуратно ты составил игрушки на свои места, ты так помог мне с уборкой Я выполнил все отлично, и мою работу оценили
Ты неплохо рисуешь для своих лет Твой рисунок такой реалистичный, он напомнил мне место, где мы отдыхали в прошлом году Я умею рисовать
Ты хорошо работаешь с конструктором Мне очень нравится робот, которого ты сделал из конструктора Я умею что-то делать своими руками
Ты убрал в своей комнате лучше, чем я Малыш, спасибо тебе за помощь, ты так хорошо убрал сегодня в своей комнате, теперь у меня свободный вечер Я помог маме

ВОЗРАСТНЫЕ КРИТЕРИИ ОДОБРЕНИЯ И ПОХВАЛЫ

0-2 года: В этом возрасте ребенка невозможно забаловать или «залюбить». Вы можете без опасений постоянно целовать, сюсюкать, хвалить его за каждое достижение (за то, что держит головку, что дотянулся до игрушки, что перевернулся на животик, что устоял несколько секунд на ножках, и т.д.). Применение наказаний  — абсолютно бесполезное занятие («Стой в углу, пока я тебе не разрешу выйти»), кроха просто еще не созрел, чтобы осознать само по себе наказание.

2-4 года: Этап формирования личности ребенка. В это время у малыша появляются собственные привычки и предпочтения. Предоставьте ему право выбора даже в самых элементарных ситуациях (с какой тарелки завтракать, какие игрушки возьмет на прогулку, какую книгу читать перед сном). Похвала должна быть за то, что он хорошо сделал: «Красивые куличики в песочнице. Аккуратная и ровненькая черепаха» (не отмечая то, что дельфин немного рассыпался).

5-6 лет: Причиной вызывающего поведения может быть недостаток внимания. Если проступок не слишком серьезный, то можно дать ребенку совет, подсказать, привести пример из жизни (возможно,  вымышленный).




Поощряя детей, всегда помните, что необходимо быть последовательными, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Автор: Алена Дячук, социальный педагог. Автор: Алена Дячук, социальный педагог.

Написать сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *