психология детского рисунка

Немного о психологии детского рисунка

Мамы и папы часто беспокоятся о том, все ли у их крохи в порядке. Родители, наблюдая за малышом, могут оценить его здоровье и уровень развития познавательных функций, но психологическое, внутреннее состояние ребенка почти всегда остается скрыто. Рисунок ребенка поможет вам распознать его внутренний мир.

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

1. Сюжет.

Определите общий настрой рисунка (грустный, веселый, спокойный, тревожный, нежный, агрессивный и т.д.).

Также нужно понять, что именно нарисовано на рисунке. Для этого необходимо спросить самого ребенка, что он нарисовал. Часто в детских рисунках встречаются такие сюжеты — животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы, города и машины. Если на всех рисунках постоянно отсутствуют люди, то, возможно, у ребенка есть трудности в общении.

Если изображено много животных с зубами, рогами, злых и опасных, то ребенок находится в напряженном состоянии и как будто ожидает нападение.

2. Значительное преобладание того или иного цвета:

  • Белый – развитая эмоциональная сфера, обычно любят много размышлять.
  • Голубой – мечтательность, беззаботное и свободолюбивое отношение к миру.
  • Желтый – яркая фантазия, лидерские способности, безответственность.
  • Зеленый – любознательность, честолюбие, благородные помыслы.
  • Синий – любовь к порядку и покою.
  • Коричневый – избегание реальности, возможно, ребенку недостает надежности.
  • Оранжевый – ребенок открыт к новым впечатлениям и интересам.
  • Красный – возможно, кроха переживает стресс или агрессию.
  • Черный – чувства протеста, враждебный взгляд на мир, глубокие душевные переживания.

3. Нажим на карандаш:

  • Слабый, легкий, не сильный указывает на робость, пассивность малыша.
  • Частое стирание нарисованных линий — признак неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности.
  • Жирные контуры, которые продавливают бумагу — эмоциональная напряженность, импульсивность.
  • Если карандаш рвет лист – это говорит о возможной конфликтности, агрессивности.

4. Размер.

Значение имеет не только размер самого рисунка, но и размер отдельных элементов. Маленький рисунок с мелкими деталями свидетельствует о робости, неуверенности, тревоге.

Расположение рисунка ниже середины листа – заниженная самооценка, выше – завышенная самооценка.

Чаще всего все важное для ребенка изображается большим, а не очень важное – маленьким. Рисуя друзей или семью, кроха изобразит самым высоким (или стоящим на ступеньке/пьедестале) — не самого рослого человека, а того, кто является для него авторитетом. Если на рисунке отсутствуют ноги – нет стабильности, руки – говорит о проблеме во взаимодействии с внешним миром. Большие/огромные уши свидетельствует о том, что для ребёнка очень большое значение имеет мнение других людей, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

5. Манера рисования:

  • Исправление нарисованного, которое не ведет к улучшению рисунка – тревожность, нервозность, неуверенность в своих силах.
  • Один и тот же рисунок выполнен с разной силой нажима – эмоциональная неустойчивость.
  • Импульсивный ребенок рисует размашистыми штрихами с грубым нарушением симметричности линий.

Точность информации, полученной от расшифровки рисунка, зависит от нескольких условий:

  • вы предоставили максимум цветов и лист бумаги большого размера;
  • рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить силу нажима;
  • ребенку не дается подсказок во время работы.



Если после изучения детского рисунка у вас остались сомнения или какие-то подозрения, что с ребенком что-то не так, то стоит обратиться к профессиональному психологу для более детального разбора.

Автор: Алена Дячук, социальный педагог. Автор: Алена Дячук, социальный педагог.

Написать сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *