методика Монтессори плюсы и минусы

Плюсы и минусы методики Монтессори

Главное в воспитательной системе Марии Монтессори — развитие мелкой моторики, органов чувств, а также формирование самостоятельности у ребенка. Тут нет классно-урочной системы, общих программ, у каждого ребенка свой личный путь развития. Каждый малыш занимается только тем, чем хочет, и что ему нравится. Следовательно, нет соперничества между детьми, успехи и неудачи ребенка сравниваются только с его собственными.

Основной принцип методики – «Помоги мне сделать это самому». Малыш сам чувствует, что ему необходимо для развития. Задача взрослого — понять, чем увлечен малыш, предоставить ему подходящее пространство для работы и обучить кроху им пользоваться. Ребенок движется по своему собственному пути и развивает свои способности, а взрослый его сопровождает.

Особенности системы Монтессори:    

  • создание условий, комфортных для развития ребенка;
  • воспитание через подражание и пример;
  • создание простора, благоприятного для зарождения самостоятельной игры;
  • поддержание правил внутри группы;
  • занятия разными формами трудовой деятельности.

Ребенок в системе Монтессори может самостоятельно выбирать:

  • чем он будет заниматься (материал);
  • где он будет заниматься (место работы);
  • сколько времени он потратит на это;
  • что именно он будет делать с этим материалом (материал предполагает несколько вариантов работы);
  • будет он работать один или с кем-то.

Деятельность в Монтессори группах разделена на несколько зон:

  • зона развития речи;
  • зона математики;
  • сенсорная зона (знакомство с предметами и развитие органов чувств);
  • естественнонаучная зона (дети получают первые знания о химии, биологии, географии, физике);
  • зона жизненной практики (дети учатся самостоятельно следить за собой и своими вещами).

Достоинства метода Марии Монтессори:

  1. Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, проходя личный путь. Обучение проходит самостоятельно, без вмешательства взрослых.
  2. Группа формируется исходя из предпочтений, поэтому часто на занятиях находятся дети разных возрастов.
  3. Отсутствие негативных оценок.
  4. По данной системе ребенку предоставляется свобода, кроме этого, формируется уважительное отношение к свободе других людей.
  5. Дети учатся друг у друга, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых.
  6. Система обучает с самого раннего возраста самостоятельно принимать решения, без помощи родителей.
  7. Ребенок приучается к порядку и дисциплине (убирать за собой, не шуметь, быть терпеливым и т.д.).

Недостатки метода Марии Монтессори:

    1. Методика не подойдет для очень активных и непоседливых детей.
    2. Детям, которые проходят подготовку по данной методике, бывает сложно адаптироваться к школьной среде, где необходимо выполнять задания педагога и соблюдать определенные требования.
    3. Система не направлена на развитие воображения, творческих способностей.
    4. Методика не предполагает ролевых и подвижных игр.
    5. Отказ от сказок.

Как видно, методика Монтессори имеет и минусы, и плюсы. Стоит ли заниматься по этой системе – все индивидуально и зависит от многих факторов. Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Если вы остановились на этой системе, необходимо учесть все ее минусы и постараться восполнить пробелы, занимаясь с ребенком дома.

Автор: Алена Дячук, социальный педагог. Автор: Алена Дячук, социальный педагог.

2 комментария

  1. Лично мне система Монтессори очень нравится. Ребенок имеет возможность заниматься чем хочет без навязывания. Он свободен в своем выборе, спокойно передвигается, не нужно сидеть за партой и наживать сколиоз. Нет соперничества, дети растут самодостаточными. Жаль, что занятия по этой системе — дорогое удовольствие, ведь для нормального развития детей нужно пространство. А наши обычные школы битком набиты учениками, да еще в две смены. Может доживем до светлого будущего, когда ребенку будет отводиться хотя бы 10 кв.м, а не парта с соседом.
    Не поняла на счет минусов системы. Мое мнение:
    1. Непоседливый ребенок, попадя в такую обстановку, через время станет поседливым. Ведь его никто шпынять не будет, педагоги лишь помогают, следовательно, нервы будут спокойными.
    2. Согласна, если ребенок посещает Монтессори группу, значит в обычную школу его не стоит отводить, вряд ли ему там понравится.
    3. Как раз, наоборот. Дети от природы наделены воображением и способностями. Полная свобода выбора и различные материалы по творчеству раскроют их потенциал без всякого навязывания. В таких условиях легче проявиться, чем в обычной школе (Дети, сегодня мы будет рисовать кошечку, шаблон прилагается…)
    4. В условиях свободы быстро найдутся лидеры, которые организуют все что угодно…
    5. Сказки лежат на полочках — бери читай. Можно организовать еще и музыкальный спектакль по мотивам сказки, если будет музыкальный инструмент.

  2. Наталья, спасибо, что поделились своим мнением!
    По поводу методики Монтессори спорят до сих пор. Как всегда, 2 лагеря. У половины мамочек — восторг, другая нос воротит — «однобокое обучение чисто практическим навыкам, без творческого самовыражения». Думаю, оба мнения имеют место быть — пусть каждый выбирает по себе.
    Лично мне система Марии Монтессори нравится, но есть 1 момент (как раз по п.п. 1 и 2 выше) — отсутствие дисциплины. После занятий в центре Монтессори приходит ребенок в садик, в школу, а с дисциплиной у него проблемы…Сложно бывает порой «переформатировать» ребенка из режима неподавляемой свободы в режим «все дружно и по расписанию».

Написать сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *