Главное в воспитательной системе Марии Монтессори — развитие мелкой моторики, органов чувств, а также формирование самостоятельности у ребенка. Тут нет классно-урочной системы, общих программ, у каждого ребенка свой личный путь развития. Каждый малыш занимается только тем, чем хочет, и что ему нравится. Следовательно, нет соперничества между детьми, успехи и неудачи ребенка сравниваются только с его собственными.
Основной принцип методики – «Помоги мне сделать это самому». Малыш сам чувствует, что ему необходимо для развития. Задача взрослого — понять, чем увлечен малыш, предоставить ему подходящее пространство для работы и обучить кроху им пользоваться. Ребенок движется по своему собственному пути и развивает свои способности, а взрослый его сопровождает.
Особенности системы Монтессори:
- создание условий, комфортных для развития ребенка;
- воспитание через подражание и пример;
- создание простора, благоприятного для зарождения самостоятельной игры;
- поддержание правил внутри группы;
- занятия разными формами трудовой деятельности.
Ребенок в системе Монтессори может самостоятельно выбирать:
- чем он будет заниматься (материал);
- где он будет заниматься (место работы);
- сколько времени он потратит на это;
- что именно он будет делать с этим материалом (материал предполагает несколько вариантов работы);
- будет он работать один или с кем-то.
Деятельность в Монтессори группах разделена на несколько зон:
- зона развития речи;
- зона математики;
- сенсорная зона (знакомство с предметами и развитие органов чувств);
- естественнонаучная зона (дети получают первые знания о химии, биологии, географии, физике);
- зона жизненной практики (дети учатся самостоятельно следить за собой и своими вещами).
Достоинства метода Марии Монтессори:
- Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, проходя личный путь. Обучение проходит самостоятельно, без вмешательства взрослых.
- Группа формируется исходя из предпочтений, поэтому часто на занятиях находятся дети разных возрастов.
- Отсутствие негативных оценок.
- По данной системе ребенку предоставляется свобода, кроме этого, формируется уважительное отношение к свободе других людей.
- Дети учатся друг у друга, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых.
- Система обучает с самого раннего возраста самостоятельно принимать решения, без помощи родителей.
- Ребенок приучается к порядку и дисциплине (убирать за собой, не шуметь, быть терпеливым и т.д.).
Недостатки метода Марии Монтессори:
- Методика не подойдет для очень активных и непоседливых детей.
- Детям, которые проходят подготовку по данной методике, бывает сложно адаптироваться к школьной среде, где необходимо выполнять задания педагога и соблюдать определенные требования.
- Система не направлена на развитие воображения, творческих способностей.
- Методика не предполагает ролевых и подвижных игр.
- Отказ от сказок.
Как видно, методика Монтессори имеет и минусы, и плюсы. Стоит ли заниматься по этой системе – все индивидуально и зависит от многих факторов. Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Если вы остановились на этой системе, необходимо учесть все ее минусы и постараться восполнить пробелы, занимаясь с ребенком дома.
Автор: Алена Дячук, социальный педагог.
Лично мне система Монтессори очень нравится. Ребенок имеет возможность заниматься чем хочет без навязывания. Он свободен в своем выборе, спокойно передвигается, не нужно сидеть за партой и наживать сколиоз. Нет соперничества, дети растут самодостаточными. Жаль, что занятия по этой системе — дорогое удовольствие, ведь для нормального развития детей нужно пространство. А наши обычные школы битком набиты учениками, да еще в две смены. Может доживем до светлого будущего, когда ребенку будет отводиться хотя бы 10 кв.м, а не парта с соседом.
Не поняла на счет минусов системы. Мое мнение:
1. Непоседливый ребенок, попадя в такую обстановку, через время станет поседливым. Ведь его никто шпынять не будет, педагоги лишь помогают, следовательно, нервы будут спокойными.
2. Согласна, если ребенок посещает Монтессори группу, значит в обычную школу его не стоит отводить, вряд ли ему там понравится.
3. Как раз, наоборот. Дети от природы наделены воображением и способностями. Полная свобода выбора и различные материалы по творчеству раскроют их потенциал без всякого навязывания. В таких условиях легче проявиться, чем в обычной школе (Дети, сегодня мы будет рисовать кошечку, шаблон прилагается…)
4. В условиях свободы быстро найдутся лидеры, которые организуют все что угодно…
5. Сказки лежат на полочках — бери читай. Можно организовать еще и музыкальный спектакль по мотивам сказки, если будет музыкальный инструмент.
Наталья, спасибо, что поделились своим мнением!
По поводу методики Монтессори спорят до сих пор. Как всегда, 2 лагеря. У половины мамочек — восторг, другая нос воротит — «однобокое обучение чисто практическим навыкам, без творческого самовыражения». Думаю, оба мнения имеют место быть — пусть каждый выбирает по себе.
Лично мне система Марии Монтессори нравится, но есть 1 момент (как раз по п.п. 1 и 2 выше) — отсутствие дисциплины. После занятий в центре Монтессори приходит ребенок в садик, в школу, а с дисциплиной у него проблемы…Сложно бывает порой «переформатировать» ребенка из режима неподавляемой свободы в режим «все дружно и по расписанию».