развитие мелкой моторики у детей

Развитие мелкой моторики у детей

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев». В.А. Сухомлинский.

Вероятно, сегодня каждой современной маме известно о необходимости формирования мелкой моторики. Однако не у всех есть стремление заниматься этим всерьез. А ведь каждую группу навыков необходимо развивать в нужный момент. Если не проводить занятия с карапузом, то, как последствие, в дальнейшем у ребенка могут возникнуть проблемы с памятью, логическим мышлением и речью. Поэтому необходимо развивать тактильные ощущения с раннего возраста.

Развитие мелкой моторики в домашних условиях
Преимуществом предлагаемых ниже вариантов на развитие мелкой моторики является то, что для их проведения не нужны особые игрушки, пособия и т.п. Работа проходит с применением подручных материалов.

1. «Застёжки» – дайте ребенку курточку или кофточку, на которой есть молния, кнопки или пуговицы. Так же можно сделать для малыша тренажер: объединить все застёжки на одном полотне.
2. «Сортировка» – возьмите две ёмкости, на поднос или противень высыпьте фасоль и горох (либо макароны разных сортов и размеров) и предложите малышу отделить одну крупу от другой и разложить по ёмкостям.
3. «Манная фантазия» – насыпьте на стол или яркий поднос манку. Покажите ребенку, что можно рисовать на поверхности.
4. «Ленточки» – возьмите прозрачную баночку с пластмассовой крышкой, проделайте в крышке небольшие отверстия, в отверстия проденьте разноцветные ленточки, а на концах с обеих сторон завязываем узелки. Кроха может перетягивать ленточки. Такая игрушка подойдет для детей от года. Она отлично развивает мелкую моторику, а по ленточкам можно изучать цвета.
5. «Шнурки» – покажите крохе, как можно зашнуровать ботинок и попросите повторить. Возможно, с первого раза у крохи это не получится, но с помощью тренировок можно достичь желаемого результата.
6. «Губка» – попросите малыша перенести воду из одной ёмкости в другую при помощи губки. Данное задание полезно не только для пальчиков, кроме этого оно еще приучает к аккуратности.
7. «Собери палочки» – рассыпьте по полу ватные или счетные палочки и попросите ребенка собрать их по одной в коробку.
8. «Рыбалка» – налейте в небольшой тазик воду и бросьте туда крышечки от бутылок или другие мелкие предметы. Предложите малышу с помощью сита выловить предметы и выложить их на блюдечко, стоящее справа от тазика.
9. «Комочек» – попросите малыша скомкать лист бумаги в плотный комочек.
10. «Прищепки» – дайте ребенку корзинку с прищепками и предложите прищепить по одной на края корзинки.




Игрушки для развития мелкой моторики
1. Слингобусы – являются не только помощником при прорезывании зубов, но развивают мелкую моторику крохи.
2. Мозаика. Обратите внимание, что детали должны подходить по возрасту. Таким образом, для малышей предназначены мозаики с крупными элементами, для детей постарше – с мелкими.
3. Игрушки с кнопками, вертушками, шестеренками. Лучше всего на эту роль подойдёт бизиборд, который можно выполнить и самому.
4. Сортеры и вкладыши. Данные игрушки развивают не только мышление детей, но и ловкость рук, способность сопоставлять предметы по форме и величине.
5. Пазлы. Для малышей можно предложить большие пазлы, которые складываются в коврик. Деткам постарше можно предложить магнитные пазлы на холодильник и стандартные бумажные.
6. Шнуровки. Игра помогает улучшить координацию движений, гибкость кисти и раскованность движений вообще, что поможет избежать трудностей с письмом в школе.
7. Пальчиковый театр – при помощи данного занятия ускоряется развитие мелкой моторики рук, а также стимулируется работа мозга в целом.
8. Конструктор. Чем меньше малыш, тем больше детали необходимо выбирать. Хорошо, если у вас имеется несколько различных комплектов с разными способами объединения элементов.
9. Пирамидка. Не стоит недооценивать значение классической детской пирамиды. Нанизывание колец – это один из базовых элементов развития моторики.
10. Пластилин (масса/тесто для лепки, кинетический песок). Благодаря пластилину дети не только проявляют творчество, но развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, тренируют гибкость и подвижность пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.

Во время занятий с малышом учитывайте, что внимание у детей часто неустойчивое, они могут быстро отвлекаться и переключаться на другой вид деятельности. Занимайтесь с ребенком не более 10 -15 минут.

Помните, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны малышу. Поддерживайте кроху, если необходимо, окажите ему помощь, и, конечно же, будьте терпеливыми и спокойными.

Автор: Алена Дячук, социальный педагог. Автор: Алена Дячук, социальный педагог.

Написать сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *