кризис трех лет у ребенка

«Я сам!», или кризис трех лет

Нередко кризис трех лет застает родителей врасплох. Средний возраст наступления кризиса – от 2,5 до 3,5-4 лет, который часто сопровождается необъяснимым упрямством и негативизмом. Поведение ребенка меняется, он делает все по-своему, не желает выполнять даже простые просьбы, внезапно закатывает истерики в попытках добиться своего, часто произносит: «Я сам!».

Малыш ощущает себя отдельной личностью, с собственными стремлениями и потребностями. Это новое ощущение себя выражается в желании копировать взрослых, повторять их поведение, а также ребенок пытается разными методами заявить о своем равноправии с ними. Ребенок стремится к тому, чтобы делать самостоятельный выбор.

Для того чтобы предоставить крохе возможность выбора и при этом добиться своей цели, взрослые могут использовать вопросы-хитрости. Например, перед тем как сесть обедать, спросите его, с какой тарелки он хотел бы есть – из зеленой или из желтой. Утром положите перед ребенком два комплекта одежды и спросите, какой он хочет сегодня одеть.

В некоторых случаях можно обращаться к приему «сделай наоборот». Можно попросить малыша не съедать весь обед или не убирать игрушки. Сопротивляясь, он бросается выполнять все наоборот. Главное не переборщить с данным методом, так как это все-таки обман ребенка. Помимо того, кризис ведет к формированию личности, а подобное поведение взрослых не может принести пользы.

В целом кризис может протекать с различной силой. У одного ребенка проявления мало выражены, другой приносит немало неприятных минут родителям. Зависит это от характера малыша и от взаимоотношений в семье.

7 признаков кризиса:
1. Негативизм – сопротивление взрослым. Если малыша о чем-то попросить – он делает все наоборот, либо совсем не слушается. Не приветствуется приказной тон в разговоре родителей с детьми.
2. Упрямство – желание добиться своего, непослушание. Если малыш отказывается есть, возможный выход – оставить еду на столе и предложить ему покушать позже, когда сам захочет. Данный метод стоит использовать только во время кризиса.
3. Строптивость – протест против обычного жизненного уклада, правил, которые устоялись до трех лет. Если малыш не хочет складывать кубики именно в данный момент, можно занять его другой деятельностью – например, почитайте. А через некоторое время ребенок сам начнет убираться.
4. Своеволие – малыш все желает выполнять сам, даже если не умеет. Будьте спокойным, доброжелательным, выслушайте детское мнение. Но стойте на своем решении, если речь идет о безопасности ребенка: «Перебегать дорогу перед движущимся автомобилем – опасно!».
5. Протест-бунт – ответ на давление со стороны родителей и их желание все решать за ребенка. Позвольте ребенку самому выполнить то, что он хочет. Если у него получится – приобретет бесценный опыт, если не получится – попробует в следующий раз. Безусловно, это относится только к тем ситуациям, которые не опасны для малыша.
6. Обесценивание – все, что для малыша было важно, теперь не интересно и не имеет значения – например, он может разлюбить недавно любимого мишку. Отвлекайте ребенка другими игрушками. Вместо кубиков поиграйте с машинками, вместо конструктора – почитайте.
7. Деспотизм – ребенок начинает указывать, что и как делать остальным. Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время попытайтесь быть более внимательными к ребенку. Он должен понимать, что взрослое внимание возможно привлечь и без криков. Увлекайте малыша повседневными делами – вытереть пыль на полках, убрать за собой игрушки, помочь маме на кухне сервировать стол.




Взрослым нелегко выдержать упрямство, истерики, непослушание. Но ребенку в этот момент гораздо тяжелее, ему сложно разобраться в своих противоречиях. Ему трудно понять, что с ним творится, он не контролирует свои эмоции, негодование захлестывает его изнутри. Вот так непросто проходит формирование психики.

Чтобы удачно пройти период кризиса трех лет, полезно использовать разные педагогические приемы, которые позволят родителям помочь своему ребенку удачно пройти кризис и перейти на иную ступень развития.

Автор: Алена Дячук, социальный педагог. Автор: Алена Дячук, социальный педагог.

Написать сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *